Avvakum image from
Yuri Avvakumov - Facebook entry 6/16/2025
ьности поменяла название "культурный центр" на "музей". Говорят: зато у музея есть архив, но архив - это еще не музей, даже если архив собирал Харджиев. Хорошо, когда в музее есть архив, но есть музеи и без архива. И без буфета. Тем более, когда архив чужих, а не своих (как, например, в New Museum) событий. В музее должна быть коллекция, ради которой большинство музеев и строится. И коллекция должна быть защищена от света, шума, пыли, влаги и перепадов температур. Музей - это shelter, убежище, депозитарий открытого и закрытого хранения. Музей - это (все еще) объемное вместилище аналогового, а не бесплотное хранилище дигитального. Рем Колхас построил в Москве не музей, а памятник советской архитектуры, который со временем может стать музеем или его частью. Сегодня дом назван музеем, другой владелец мог бы устроить здесь зал спортивных тренажеров или ресторанный комплекс и вернуть прежнее имя. В то же время дом, который построил Рем, помимо функции - один из редких примеров авторской архитектуры мирового уровня в нашей стране, форпост современной архитектуры в России. И обсуждать его будут как Центросоюз Ле Корбюзье, а не павильон Шигеру Бана. Гараж Колхаса в Москве - очередной его манифест, песня без мелодии, лирика без грамматики, дом-каталог проектных приемов и материалов. Но, еще раз, это не музей пока что, а кунстхалле, место социальной и выставочной деятельности (желающие могут найти сходство между Временами года и Kunsthaal в Роттердаме 1992 года того же автора). Памятник-музей-гараж-павильон- архив-в-парке - это, благодаря специфической архитектуре и специальной организации, открытая на все четыре стороны света конструкция, археологический сквот, захваченный "свободной молодежью, рожденной в свободной стране". Это здание-хаб, шоу-рум, тусовочный узел, в котором сходятся (и расходятся) потоки молодых художников, кураторов, коллекционеров, искусствоведов со всего (опять же) света. В котором можно было бы представить терминалы других передовых выставочных площадок мира. Представить, как будет смотреться Луиз Буржуа в стенах бывшего советского общепита не так просто.
И это пространство вызова, challenge для любого профессионала, который соберется здесь делать выставку, потому что оно изначально не приспособлено для рутинной выставочной деятельности. Любая выставка здесь должна становится артикулированным событием выставочного дизайна, приспосабливающего пространство для экспонирования того, что мы называем искусством. Если будет так - то хорошо, если через год прозрачные стены из поликарбоната будут продублированы щитами из мдф для выставочных нужд - плохо. Так случилось, когда грандиозное пространство Константина Мельникова было коммунально аннигилировано Кабаковым, а потом по его подобию и остальными гаражными обитателями. Тогда деятельность победила пространство. Тогда придется ждать, когда Рем Колхас реконструирует павильон Шестигранник. Он для выставок годится идеально. Или музей современного искусства Гараж создаст образцы деятельности нового типа, которой не придется заботиться о традиционном искусстве традиционными средствами. Хотя нет, неправда про неприспособленность - читаем: «ОМА разработало инновационные панели специально для Восточной галереи: при необходимости белые стены, подвешенные у потолка на шарнирах, опускаются, мгновенно создавая «белый куб». Но это для одной из пяти галерей, а что в других?
В общем, ОМА и Айрис создали сооружение, заставляющее нас (по крайней мере меня) больше думать, и даже если мысли о музее не приведут нас к музею как таковому - это уже неплохо.
No comments:
Post a Comment