Monday, March 7, 2016

Дочь Владимира Маяковского: "Россияне умнее американцев"


Николай Подосокорский, philologist.livejournal.com; via a FB friend

Единственная 89-летняя дочь поэта Владимира Маяковского живет в Нью-Йорке. Она хочет заново выучить русский язык и получить российское гражданство, считая, что "россияне умнее американцев" и что в США искаженно представляют "достижения России в социальной сфере".

Живущая в Нью-Йорке единственная дочь советского поэта Владимира Маяковского (1893-1930) Патрисия Томпсон хочет заново выучить русский язык и получить гражданство РФ. Об этом она рассказала в среду в беседе с корреспондентом ТАСС. "Я говорила по-русски до пяти лет. Конечно, и сейчас помню какие-то слова, которые слышала ребенком, "да", "нет", "спасибо", "пожалуйста", "перестань", "нельзя", - отметила Томсон, предпочитающая, чтобы к ней обращались Елена Владимировна. - Однако мне бы хотелось по-настоящему вспомнить русский язык, это вернуло бы мне часть моей утраченной внутренней сути. Если бы я с кем-то регулярно общалась на русском, то наверное могла бы снова овладеть языком". "Мне бы хотелось быть ближе к России, - призналась 89-летняя дочь великого поэта, которая является профессором философии Лемановского колледжа Городского университета Нью-Йорка и автором более 20 книг. - Я уже давно хочу получить российский паспорт. Этот процесс вроде бы начался, но потом, видимо, что-то застопорилось. А мне все же очень бы хотелось иметь гражданство России".


© Машков Юрий/ИТАР-ТАСС 

Томпсон, которая всю жизнь прожила в США, охотно смотрит российские телепередачи на английском языке. Она регулярно вырезает из американских газет статьи о России и складывает их в свой личный архив. Одна из последних вошедших в него заметок, которую она продемонстрировала корр. ТАСС, посвящена кончине Евгения Примакова. По словам Томпсон, собираемый ею архив вырезок "может дать представление о том, с каким предубеждением подают информацию о России многие СМИ в США". "У американцев ограниченный и во многом искаженный взгляд на то, что происходит в России. На достижения России, в том числе в социальной сфере. Мне вообще кажется, что россияне умнее американцев, - отметила Томпсон. - Без России у нас не было бы ни вертолетов, ни телевидения, это же изобретения (авиаконструктора Игоря) Сикорского и (инженера Владимира) Зворыкина".

Маяковского Томпсон довелось увидеть лишь однажды - в Ницце, в 1928 году, в возрасте примерно двух с половиной лет. Но встреча эта запомнилась маленькой Элли, как ее тогда называли родители, на всю жизнь. "Я помню его длинные ноги. Он посадил меня на колени, и я начала копаться в его бумагах. Мама тогда поругала меня, сказала, чтобы я этого не делала", - припомнила она. Много лет спустя Томпсон приехала в Россию и, просматривая рукописи поэта в архиве, на одной из них увидела маленький, явно сделанный рукой ребенка рисунок цветка. "Точно такие же цветочки я рисовала в детстве. Видимо, за это меня тогда и отчитала мама. О многом говорит то, что отец так долго хранил этот рисунок, - констатировала Томпсон. - Это показывает, как сильно он любил своих "двух Элли" - меня и маму".

Томпсон также рассказала, что готова в любое время передать российским исследователям семейный архив материалов, касающихся жизни Маяковского, а также свою личную библиотеку. "У меня 40 папок архивных материалов, - пояснила дочь поэта. - Мне бы очень хотелось, чтобы их взяли в Музей Маяковского, чтобы к ним имели доступ российские исследователи. Они могут забрать их в любое время". По ее словам, в архив включены фотографии, документы и рукописи, рассказывающие о совершенной 90 лет назад поездке Маяковского в США, а также о матери Томпсон. Есть среди этих материалов письма Маяковского и сделанные им рисунки. На одном из них запечатлена Джонс, испускающая молнии из глаз в сторону покорно склонившего голову поэта. "Они тогда немного повздорили, поссорились", - пояснила Томпсон. На другом - Маяковский загораживает проход к дому Джонс всем посетителям. "У нее было много поклонников, и он, конечно, переживал", - отметила дочь поэта. Она не исключила, что это единственные сделанные Маяковским рисунки любимой им женщины. "У меня нет информации о том, чтобы он когда-либо рисовал других женщин, с которыми его связывали романтические отношения", - добавила Томпсон.

В ближайшие шесть месяцев Томпсон намерена закончить автобиографическую книгу. Она, предположительно, получит название "Дочка. Нерассказанная история американского дитя любви Маяковского". Слово "дочка" использовано неслучайно, именно его написал на одной из страниц в своем дневнике поэт; как отмечает Томпсон, нет никаких сомнений в том, что речь идет о ней. "Это слово показывает его отношение", - считает она. Томпсон еще не решила, следует ли написать в названии новой книги "dotchka" латиницей или перевести его на английский. Томпсон является автором ряда других книг о Маяковском, некоторые из них переведены на русский язык. "Многое из того, что сегодня известно о нем, не вполне соответствует действительности или не соответствует вовсе, думаю, что некоторые вещи, касающиеся жизни Маяковского, откроются только в будущем", - считает она.

Глубочайшее огорчение у дочери великого поэта вызвало то, что в торжествах по случаю 70-летия Победы в Великой Отечественной войне в Москве не приняли участия ни президент США Барак Обама, ни госсекретарь Джон Керри. "Я лично почувствовала себя оскорбленной, - подчеркнула Томпсон. - Это решение было просто неприемлемым, учитывая, на какие жертвы пошел Советский Союз ради будущего всего мира, в том числе ради будущего США, и как много советских граждан погибло в войне. Ведь мы все могли бы говорить сегодня по-немецки". Вместе с тем, Томпсон была приятно удивлена тем, что в этом году госсекретарь США в поздравлении россиян с государственным праздником - Днем России, который отмечается 12 июня, - упомянул и ее отца. В заявлении Керри по этому поводу говорилось, что в текущем году отмечается 90-летие путешествия Маяковского по Соединенным Штатам, которое позже нашло отражение в ряде его произведений. "Может быть, мне все же стоит написать в госдепартамент благодарственное письмо", - сказала Томпсон. Для нее поездка Маяковского в США имеет особое значение, ведь именно во время этого путешествия поэт познакомился с ее матерью - иммигранткой из России Елизаветой Зиберт, которую после замужества и отъезда в США стали звать Элли Джонс. Маяковский оказался на американской территории в 1925 году и провел в стране несколько месяцев. Его единственная дочь появилась на свет в Нью-Йорке в июне 1926 года.

Иван Пильщиков
http://tass.ru/kultura/2087281

No comments: