Tuesday, July 1, 2014

Вера в соцреализм: 125 лет со дня рождения автора "Рабочего и колхозницы"

from

Вера в соцреализм: 125 лет со дня рождения автора "Рабочего и колхозницы"

 1 июля, 14:52 UTC+4
Самые известные работы скульптора Веры Мухиной - в материале ИТАР-ТАСС
Вера Мухина, 1946 год

Вера Мухина, 1946 год

© Фотохроника ТАСС / А. Грибовский
МОСКВА, 1 июля. /ИТАР-ТАСС/ Вера Мухина родилась в Риге в купеческой семье. В детстве жила в Феодосии. Переехав в Москву, Мухина училась в частной художественной студии Константина Юона и Ивана Дудина, работала в скульптурной мастерской Нины Синициной. Затем перешла в студию живописца Ильи Машкова, одного из лидеров группы художников-новаторов "Бубновый валет".
После Октябрьской революции в СССР был принят план так называемой монументальной пропаганды, в рамках которого скульпторы получали от государства заказы на городские монументы. Среди мастеров, получавших госзаказы, была Вера Мухина.
Расцвет ее творчества пришелся на 1920-1930-е годы. Тогда были сделаны работы "Пламя революции", "Юлия", "Крестьянка".
Монумент "Рабочий и колхозница" закрепил за Мухиной звание классика социалистического реализма.

Эталон соцреализма

Идея и композиционный замысел скульптуры "Рабочий и колхозница" принадлежат архитектору Борису Иофану. Монумент был создан для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. На ее создание был объявлен конкурс, который выиграла скульптор.
"РАБОЧИЙ И КОЛХОЗНИЦА"
 Выставка достижений народного хозяйства СССР в Москве, 1959 год. Вид со стороны проспекта Мира. На переднем плане - "Рабочий и колхозница"
Выставка достижений народного хозяйства СССР в Москве, 1959 год. Вид со стороны проспекта Мира. На переднем плане - "Рабочий и колхозница"
Мухина работала над монументом на опытном заводе Института машиностроения и металлообработки под руководством профессора Львова. Образцом скульптору служила полутораметровая гипсовая модель. При перевозке из Парижа в Москву памятник получил повреждения.
В январе-августе 1939 года скульптура была реконструирована и установлена на постаменте перед главным входом Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (в настоящее время - северный вход ВДНХ). Скульптура была названа эталоном социалистического реализма в Большой советской энциклопедии.
В 2003 году скульптуру разобрали и отправили на реставрацию. Из-за проблем с финансированием реконструкция затянулась и была полностью завершена только в ноябре 2009 года. Демонтаж, хранение и реставрация легендарной скульптурной композиции обошлись бюджету в 2,9 млрд руб.

Максим Горький

ГОРЬКИЙ
Памятник Горькому на реставрации в "Музеоне"
Памятник Горькому на реставрации в "Музеоне"
Памятник Максиму Горькому, который считается основоположником соцреализма в литературе, был создан Мухиной по проекту советского скульптора-модерниста Ивана Шадра в 1951 году.
В 2005 году монумент, простоявший на площади Белорусского вокзала больше полувека, был демонтирован из-за строительства транспортной развязки.
Предполагалось, что памятник вернется на место после строительных работ.
 Из-за ошибок, допущенных при демонтаже, на памятнике образовалось несколько дефектов, самый серьезный из которых -трещина с левой стороны. Со дня демонтажа монумент находится в парке искусств "Музеон".
Социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого -- непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле, которую он сообразно непрерывному росту его потребностей хочет обработать всю как прекрасное жилище человечества, объединенного в одну семьюМаксим Горький о соцреализме на первом Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году

Памятник Чайковскому

Бронзовый памятник композитору Петру Чайковскому, созданный Мухиной, был установлен перед зданием Московской государственной консерватории в Москве в 1954 году.
ПАМЯТНИК КОМПОЗИТОРУ
Над этим проектом скульптор работала девять лет.
Изначально Мухина планировала изобразить Чайковского дирижирующим стоя. Однако этот вариант требовал большего пространства, чем дворик перед консерваторией.
Затем Мухина решила изобразить Чайковского сидящим в кресле перед пюпитром, на котором лежит раскрытая нотная тетрадь.
В 1947 году этот вариант памятника был утвержден членами комитета по делам искусств при совете министров СССР.
В 2007 году была проведена реставрация памятника, в ходе которой обнаружилось исчезновение из руки композитора карандаша.

No comments: