image from
Реакция на «тезисы о российско-американских отношениях» оказалась довольно бурной, как и можно было ожидать. Это, собственно, подтверждает один из тезисов: США остается для России «конституирующим Другим», и некоторые сограждане готовы защищать привычный образ Америки от попыток его переосмыслить. Много привычных ругательств и вопросов про траву; это пропустим. На несколько пунктов критики хочется, тем не менее, ответить.
Многие отреагировали на вынесенные редактором Гефтер.ру слова о роли российской эмиграции в развитии США. Попробую пояснить:
Многие отреагировали на вынесенные редактором Гефтер.ру слова о роли российской эмиграции в развитии США. Попробую пояснить:
Во-первых, речь не об «относительном» влиянии российских эмигрантов по сравнению со, скажем, ирландскими или итальянскими; в том и дело, что США – страна, сложившаяся из взаимодействия этих разных эмигрантов, и российская эмиграция – весьма влиятельная (пусть и не «самая» влиятельная) из них. Сравнивать стоит не с другими группами эмигрантов в Америку, а, скажем, с влиянием российских (да и любых других) эмигрантов в странах Европы: в Германии, Англии, Франции… Там тоже случались российские эмигранты, оказавшие влияние на культуру или политику этих стран, но вряд ли кто-то скажет, что Германия (пусть частично) создавалась российскими эмигрантами. Про США такое сказать можно, -я про это и говорю.
Во-вторых, многие решили просветить друг друга: речь идет о российских евреях в первую очередь. Да, именно так, в США в конце 19 века уезжали прежде всего евреи (плюс российские немцы, плюс представители некоторых религиозных сект, - но евреев было намного больше). Но тут вопрос принципиальный: речь у меня идет о влиянии Российской империи, в том числе (и прежде всего) через ее отторжение группой населения, права которой были ограничены, на Соединенные Штаты. Евреи – при всей замкнутости культуры еврейских местечек, - были частью России. Я считаю, что Россию надо рассматривать как вот такой большой и мозаичный мир, в котором есть и мусульмане, и буддисты, и, конечно, евреи, - и принципиально не могу принять редукцию страны до «русской православной культуры».
Там были еще вопросы, но о них как-нибудь позже.
No comments:
Post a Comment