Friday, August 13, 2010
Norman Rockwell: VOA Russian report on DC exhibit and Rockwell's links with Socialist Realism
Норман Роквелл – «мастер капреализма»
Петр Черемушкин Понедельник, 09 августа 2010
Voice of America
Фото Фото предоставлено Smithsonian American Art Museum
Норман Роквелл "Первый раз в салоне красоты", 1972; image from article
В Вашингтоне, в Музее американского искусства, входящем в Смитсонианский институт, открыта выставка художника Нормана Роквелла, которая продлится до 2 января 2011 года.
На выставке, вызвавшей большой зрительский интерес, представлены работы Нормана Роквелла (Norman Rockwell) из коллекций знаменитых американских кинорежиссеров Стивена Спилберга и Джорджа Лукаса. Два выдающихся творца «фабрики грез» на протяжении многих лет скупали и коллекционировали работы художника почти как киноплакаты.
Автор «Списка Шиндлера» С.Спилберг признавался, что картина Роквелла из его коллекции «Мальчик на вышке для прыжков воду» (1947) представляла собой воплощение каждого фильма, за который ему пришлось браться. «Я чувствовал себя, как этот мальчик на вышке, наверное, в течение 12 лет, прежде чем взялся за «Список Шиндлера». Каждый из нас на новом этапе своей жизни оказывается лежащим вот на такой доске на вышке прежде, чем сможет сделать свой выбор», – говорит режиссер.
Чтобы понять причину неожиданного успеха экспозиции «Повествование: Норман Роквелл из коллекции Джорджа Лукаса и Стивена Спилберга», следует рассмотреть жизнь и творчество художника, которого мало знают в России, а порой и путают с известным в Советском Союзе американским художником-коммунистом Роквеллом Кентом. Впрочем, их путают и в Америке.
Норман Роквелл родился в 1894 году в Нью-Йорке и после возвращения с Первой мировой войны начал заниматься изобразительным искусством вплоть до конца своих дней в 1978 году. С 1920-х годов до 1960-х, за долгие 47 лет, Роквелл создал более 300 обложек в уже несуществующем, но когда-то массовом и популярном журнале «Сатердей Ивнинг пост» (Saturday Evening Post). Как написано на стенах выставочных залов, своими работами Н.Роквелл показал американцам «блеск Голливуда во время трудных лет Великой Депрессии, подпитывал нашу гордость и патриотизм во время Второй мировой войны и помог приспособиться к общественным переменам послевоенного восстановления».
Нормана Роквелла часто называют самым любимым американским художником. «Роквелл – предельно доступный реалист, чей изобразительный язык прямолинеен и показывает людям мир не таким, каков он есть, а каким его хотелось бы видеть, – сказала «Голосу Америки» известный американский социальный психолог и переводчик Линн Виссон. – Во времена моего детства он был на всех рекламах, открытках, обложках, но потом канул в никуда. Сейчас, когда США переживают экономический спад, нелегкие времена, людям снова понадобились положительные, немного приукрашенные образы Нормана Роквелла».
В книге отзывов о выставке можно прочитать такую запись: «Завтра я отправляюсь в Ирак и счастлив, что сегодня увидел замечательную коллекцию, собранную Спилбергом и Лукасом». Считается, что для некоторых сцен в фильме Спилберга «Восходящее солнце» вдохновением послужили картинки Роквелла. Представленная на выставке картина «Отъезд и возвращение» (1947) из коллекции Д. Лукаса напоминает кадр из американского кино, где присутствует большой автомобиль с багажником на крыше, папа с сигаретой в зубах, дети, жующие жвачку, бабушка, собака и мальчишки. Мир Норманна Роквелла предельно кинематографичен – это идеальный и старомодный мир, где поношенные ботинки никому не мешают, как в романах Чарльза Диккенса и Марка Твена, а дети умиляют даже своими выпавшими зубами.
Визитная карточка выставки – «Киностарлетка и репортеры» (1936). Ее считали портретом актрисы Джин Харлоу, но более вероятно, что изображена дочь другого художника, делавшего обложки в «Сатердей ивнинг пост», Марди Хофф. Ей очень хотелось «попасть в кино». В день, когда ее лицо оказалось на обложке, три кинокомпании сделали ей предложение, а через две недели она уже была в Калифорнии и подписывала контракт с компанией «ХХ-век Фокс».
Н.Роквелл еще и плакатист, призывающий американцев помогать солдатам на фронте. Он иллюстрирует те ценности, ради которых идет война с Гитлером. Это право жить без страха, право высказывать мнение, отличающееся от мнения других, и «Право на молитву» (1943). На этой картине у склонившихся в молитве людей тщательно, до гипертрофированности прорисованы все черточки лиц, подчеркнута каждая морщина на руке, обручальное кольцо на усталой руке и каждый выбившийся седой локон, ресницы и зрачки в воздетых к небу глазах. Фотореализм? Да. Творчество Н.Роквелла можно определить этим словом. Но есть в нем еще и идейное содержание. Американский оптимизм и идеализм, свобода верить в любого бога, право на равенство всех людей перед законом и право на инакомыслие, патриотизм и трудолюбие – вот какие идеи иллюстрирует Роквелл. Пожилой папа и мама в белом переднике, ставящие на семейный стол жирную индейку в день Благодарения, – живое воплощение американской мечты (1943), ради которой солдаты погибают на фронте. Пулемет на военном плакате «Нужно дать им всего вдоволь и вовремя» (1943) нарисован так реалистично, что кажется зритель чувствует исходящий от него запах машинного масла, а от пулеметчика в каске – запах пота. «Обратно в гражданскую одежду» (1945) изображает военного летчика, вернувшегося с войны и выросшего из коротких гражданских брюк. В военных образах Роквелла иногда проглядывает суровая плакатность советского художника Бориса Пророкова, но оптимизма у Роквелла, несомненно, больше.
Некоторые находят в картинах Роквелла черты, свойственные советскому соцреализму, только с поправкой на капиталистическую действительность. Например, одна из размещенных на выставке работ с веселой собачкой на переднем плане, очень напоминает картину народного художника СССР Федора Решетникова «Опять двойка». Хотя работа американского художника называется «Счастливого Рождества, бабушка! У нас новый “Плимут”».
Есть здесь и жанровые сцены, заставляющие вспомнить «Письмо с фронта» Лактионова и даже «Незабываемую встречу» Ефанова. Только в отличие от советских художников, Роквелл не скрывал, что работает по фотографиям и поставил производство своих произведений на массовый поток. В то время, как классики соцреализма выдавали свою работу на произведения искусства. Иногда творчество Роквелла можно сравнить с иллюстрациями к детским книжкам поэтессы Агнии Барто или с картинками питерского художника Алексея Пахомова, рисовавшего детей блокадного Ленинграда и сделавшего иллюстрации к «Рассказу о неизвестном герое» Маршака.
«Если угодно, это американский аналог советских фильмов “Кубанские казаки” и “Свинарка и пастух”, поэтому он так нравится деятелям Голливуда», – сказала мне российская посетительница выставки Таня.
В экспозиции музея Смитсониан «Тройной автопортрет» Роквелла – самая знаменитая вещь, ставшая символом американского искусства и репродуцированная во многих изданиях. Ныне картина находится в коллекции Стивена Спилберга. Эта работа, как никакое другое живописное произведение ХХ века, отражает не то, что раздвоение, а «растроение» личности художника, пытающегося справиться с неразрешимыми задачами, которые ставит перед ним время. Как у любого художественного открытия, у «Тройного портрета» глубокий смысл, заставляющий задуматься о смысле художественного творчества, о многослойности творческого «Я» художника.
Все три жены Нормана Роквелла были учительницами, и школьная тема ему была очень близка (говорят, что первым, кто заметил его дар рисовальщика, была именно первая учительница). В экспозиции есть картина «С днем рождения, мисс Джоунс», которая изображает нескладную училку, в умилении застывшую перед своим классом. На столе у нее лежат скромные подарочки – цветочки, яблочки.
Публике очень нравится картина Роквелла «Первый раз в салоне красоты» (1961-1972) – почти, как в СССР «В первый раз в первый класс». Рыжая девчонка, обалдевшая от своего взрослого положения в парикмахерском кресле, держит в руках портрет Жаклин Кеннеди – культовой красавицы Америки 1960-х годов. Склонившаяся над ней парикмахерша с наманикюренными ногтями и в туфлях-лодочках словно сошла с рекламы американской косметики в старом журнале «Лайф».
Нельзя не упомянуть, что серьезные искусствоведы считали произведения Нормана Роквелла не имеющими никакого отношения к искусству и воплощением «американской пошлости и мещанства». В частности, об этом писал Владимир Набоков, который считал, что «Дали, на самом деле, брат-близнец Нормана Роквелла, украденный в детстве цыганами».
Как бы то ни было, своими работами Норман Роквелл создал иллюстрированную историю Америки ХХ века в те времена, когда средства кино и телевидения еще не позволяли запечатлеть ее в цвете, раскрашенную и приукрашенную. И в наши дни мы можем судить о той Америке по чуть слащавым, немного наивным образам этого очень запоминающегося графика.
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment